×
Кавал
×
Сигнальный инструмент, мог изготавливаться из коры, которую сворачивали в конусообразную трубку, или металла.
×
Какăр
×
Рог сигнальный. Применялся пастухами и охотниками. В словаре Н.П. Ашмарина имеются такие примеры: «Унтан, тăрсан-тăрсан, хуçи тӳтӳтпе кăшкăртрĕ тит те, йыттисем лăнк-ланк вĕркелерĕç тит те, чупа пачĕç тит килнелле» (Потом, постояв, хозяин протрубил в тӳтӳт, говорит, собаки полаяли, говорит, и побежали домой).
×
Нахра
×
В словаре Н.И. Ашмарина описывается как «... медная труба, тӳттӳрӳт». Этот инструмент могли изготавливать из меди, латуни, серебра. Скорее всего, он имел военное назначение, т.е. использовался как сигнальный инструмент для сообщения на расстоянии, им могли сопровождаться торжественные мероприятия, парады и т.п.
×
Пăрăх
×
Название предположительное, по аналогии с марийским музыкальным инструментом.
Возможно, что все-таки этот инструмент носил название хӳпхӳ и тогда к нему с полным основанием относятся сведения из словаря Н.И. Ашмарина.
Возможно, что все-таки этот инструмент носил название хӳпхӳ и тогда к нему с полным основанием относятся сведения из словаря Н.И. Ашмарина.
×
Шăхлич
×
Название предположительное, по аналогии с марийским музыкальным инструментом.
Возможно, что все-таки этот инструмент носил название хӳпхӳ и тогда к нему с полным основанием относятся сведения из словаря Н.И. Ашмарина.
Возможно, что все-таки этот инструмент носил название хӳпхӳ и тогда к нему с полным основанием относятся сведения из словаря Н.И. Ашмарина.
×
Пăкăллă шăхлич
×
Род продольной флейты. От шăхлич отличается вставленным в верхнем конце свистковым устройством.
×
Çурхи шăхлич
×
Род продольной флейты из коры липы или ветлы. В некоторых деревнях этот инструмент называют çĕлен çăварĕ (пасть змеи). Обычно изготовлением таких свистулек занимаются дети весной или ранним летом.
×
Нăй
×
Род поперечной флейты. Один торец трубки закрывается пробкой. Рядом с закрытым торцом в трубке высверливается отверстие для вдувания воздуха.
×
Палнай
×
Многоствольная флейта, типа флейты Пана. В разных источниках палнаем называют то губную гармошку, то разновидность варгана. Предлагаемая реконструкция сделана по сообщению Н. Эриванова. Устройство палная объяснил ему чувашский композитор Г. Хирбю, информатором которого, в свою очередь, был Ф. Павлов.
×
Тăм шăхлич
×
Свистулька из обожженной глины в форме животных, птиц.
С.М. Михайлов, описывая свои детские впечатления, вспоминает: «Ребятишки, оставаясь дома на воле, резвятся, поют песни, как на свадьбах, играют в дудочки вроде уток с двумя дырочками по бокам: мальчишки чувашские носят их за пазухою как необходимую утеху. Было время, я и сам на таких дудках играл, когда таким же образом оставался с братом Григорием домовничать в рабочую пору».
С.М. Михайлов, описывая свои детские впечатления, вспоминает: «Ребятишки, оставаясь дома на воле, резвятся, поют песни, как на свадьбах, играют в дудочки вроде уток с двумя дырочками по бокам: мальчишки чувашские носят их за пазухою как необходимую утеху. Было время, я и сам на таких дудках играл, когда таким же образом оставался с братом Григорием домовничать в рабочую пору».
×
Шăвăç шахлич
×
Свистулька из жести. Толщина материала — 0,4—0,8 мм.
×
Шăпăр
×
Род пузырной волынки. Духовой инструмент типа чувашского шăпăр есть и у других народов, и названия их почти совпадают, что доказывает общность их происхождения: шăпăр (чувашское), шейпур (персидское), шофар (еврейское), шоор (тувинское), шувыр (марийское), жимбур (бурятское).
×
Шăпăр вулли
×
Если по какой-то причине у шăпăр лопался пузырь, то музыкант вытаскивал ствол инструмента из втулки, пищики инструмента брал непосредственно в рот и начинал выводить мелодию. Такой инструмент назывался шăпăр вулли.
×
Сăрнай (сĕрен)
×
Название инструмента имеет прямое отношение к чувашскому обряду сĕрен, который проводили перед старинным чувашским весенним праздником Мăнкун — первым днем нового года.
×
Тӳт
×
Делался из полосы ольховой или березовой коры, закрученной в спираль в виде конуса. В узкий конец вставлялась пробка с пищиком.
×
Хӳпхӳ
×
Музыкальный инструмент кларнетного типа с мелодическими отверстиями или, возможно, это название музыкального мундштучного инструмента типа марийского пуч.
×
Там сăрнай
×
Название предположительное. В 70-е годы XX века во время археологических раскопок под руководством историка В.Ф. Каховского на дне будущего Чебоксарского залива была найдена часть глиняного музыкального инструмента с двумя отверстиями, по третьему отверстию был слом.
×
Çăка сăрнай
×
Устройство çăка сăрнай в словаре Н.И. Ашмарина описывается так: «Сăрнай — дудка из вставленных одна в другую трубочек, снятых с липы. Узкий конец во рту бывает с чĕлĕх (пищик)». Изготавливали из липовых веток, отпиливая цилиндрические куски.
×
Тута купăсĕ
×
Употребляли дети и сами же изготавливали из сухой древесины, обычно из липы.
×
Сăрлаккай
×
Музыкальная игрушка, обычно изготавливалась детьми из растений с полым стеблем: одуванчика, борщевика, ствола листьев тыквы, ржи и т. д
×
Тӳтӳт
×
Для изготовления этой музыкальной игрушки использовали катушку из-под ниток или пустотелую деревянную трубку.
×
Курăк тӳт
×
Обычно такие дудки делались детьми во время косьбы на лугу. Листочек травы зажимали между большими пальцами рук и, приложив губы к пальцам, дули на листочек травы.
×
Хавăл сухан тӳт
×
Эту музыкальную игрушку можно сделать из зеленого стебля лука.
×
Пип-пип
×
Этой игрушкой дети забавлялись летом, когда на акациях поспевали стручки.