×
Купăс
×
Многие исследователи одним из самых распространен¬ных в среде чувашей музыкальных инструментов называют купăс (варианты названия — копăс, сĕрме купăс, сĕрмелли купăс, хăма купăс). Неизвестный автор середины XIX века писал: «У чува- ш[ей], даже у бедняков, не бывает ни одного домашнего праздника, ни одних похорон и поминок, на которых не хрипела бы сосновая трехструнная скрипка...».
×
Кĕсле
×
Этимология слова qesle восходит в древне индоевропейскому звукоподрожательному корню. В письменных источниках оно впервые появляется во второй половине IX в. в старосла¬вянском переводе Священного Писания восточнославянской церкви, где стоит на месте латинского cuthara или греческого kithara (gusti, gudu). С точки зрения семантики оно всегда было весьма неясным и многозначным.
×
Палалай
×
Трехструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой. Подражание тихому звуку колокола или струнного инструмента - звяк, дзинь.
×
Тăваткал кĕсле
×
Род четырехугольных гуслей трапециевидной формы. Такие инструменты бытовали наряду с обычными шлемовидными, вероятно, именно такой формы были малые кĕсле.
×
Тăмра
×
В 1994 году заместитель директора Чувашского национального музея Е.П. Михайлов показал автору этого издания книгу поступлений в музей, в которой была запись от 1921 года: «Томра — тамра 1 шт. Дата пост. 1921, авг. 30. № пост. 120, отд. этнографии [...]. Исключен, списан 15 марта 1935 г. Тăмра «о двух струнах, старинный, длина 67 см». Скорее всего, при списании инструмент был уничтожен.
×
Тренчĕл (тĕренчĕл)
×
Реконструкция тренчёл сделана по описанию доктора филологических наук Н.И. Егорова, который сообщил о бытовании подобного инструмента в деревне Старое Янситово Урмарского района. По его воспоминаниям, корпус был долбленый, дека, возможно, кожаная.